«

»

Окт 27

Социализация воспитанников МКУ СРЦН «Забота» через вовлечение их в досуговую деятельность.

(опыт работы вокальной студии «Веселая нотка» и кружка прикладного творчества «Разноцветный мир»)

О.Ф. Прибыткина, Ю.И. Филиппочкина – руководители кружков

Е.С. Запорожченко – психолог

Н.В. Меньшикова – заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе.

Одним из основных направлений деятельности МКУ СРЦН «Забота» является «разработка и реализация программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации». Социально- реабилитационная работа с детьми, поступившими в учреждение, в связи с трудной жизненной ситуацией и оказавшимися без попечения родителей, начинается с содействия в преодолении адаптационного периода в новом коллективе и последующей социализацией ребенка. Немаловажная роль при этом отводится организации досуговой деятельности детей, включенности их в систему дополнительного образования.

Не секрет, что воспитанники центра – это дети, в большинстве своем, социально дезадаптированные, испытывающие трудности в общении, имеющие заниженную самооценку, эмоциональную холодность, зажатость, отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, а иногда и агрессивное отношение к ним, вызванное недостатком родительской любви и внимания. Поэтому задача сотрудников и специалистов учреждения создать такие условия, при которых ребенок научится принимать себя, поверит в свои силы и возможности, раскроет свой творческий потенциал, научится доверять. Наладить контакт с детьми, расположить их к себе, как ничто другое, позволяет сделать атмосфера различных творческих занятий.

На протяжении трех лет в учреждении функционируют кружок прикладного творчества «Разноцветный мир», руководитель молодой педагог Филиппочкина Юлия Игоревна, и вокальная студия «Веселая нотка», руководитель Прибыткина Ольга Федоровна.

DSC_0262 20171006_115348 20171006_121044 DSC_0012 (2) DSC_0015 (2)

За это время 248 воспитанников занимались в данных кружках. Принимали участие в концертах, конкурсах, выставках, проводимых не только в учреждении, но и в городе и районе. Например: в 2015г. в районном конкурсе «Юный дизайнер» заняли 1 место в номинации «Зимняя современная национальная одежда», в 2016г заняли 2 место в районном экологическом конкурсе с социальным видеороликом «Экологические проблемы леса Крайнего Севера», с композицией «Дети войны» получили приз зрительских симпатий и приз жюри, были приглашены для выступления на городской концерт, посвященный празднованию Дня Победы, в городском конкурсе «Пасхальное яйцо» в номинации «Творец» работы детей заняли 1 и 2 места в 2017г., в этом же году принимали участие в городском конкурсе «Звездочка Заполярье», прошли два тура. Ежегодно и традиционно в центре проводятся выставки и ярмарки, на которых представлены работы воспитанников.

Воспитанники учреждения с удовольствием занимаются в кружках, т.к. работа в них строится на принципах:

– добровольности;

– доброжелательности;

– свободы творчества;

– сотворчества в общении;

– индивидуального подхода.

Каждый ребенок имеет право на самовыражение, на поиск, на ошибку, руководители очень корректно направляют деятельность своих воспитанников. Большое значение для ребят имеет афиширование их работ, т.к. в момент обсуждения, оценки происходит самокоррекция восприятия себя и окружающего мира через социализацию. Основной механизм развития эмоционального интеллекта и творческого потенциала личности – не обучение какому – то стандарту, а реакция взрослого на спонтанную активность ребенка, поддержка инициатив и обратная связь, за счет чего происходит осознание себя творцом, автором, что в свою очередь, побуждает его искать новые возможности для проявления себя как субъекта творческой деятельности.

Ведущая функция руководителя кружка – посредничество между воспитанником и социальной средой, окружающей его. Руководители кружков работают под девизом «Каждый ребенок талантлив», что позволяет найти в детях ту самую сторону, за которой открывается интересный, яркий, непосредственный мир детской души.

Ю.И. Филиппочкина для поддержания интереса воспитанников использует в своей работе различные техники прикладного творчества от традиционных до новейших, креативных методов: рисование карандашами, красками, аппликации из природного материла, оригами, изготовление коллажей, плетение из бумажных трубочек, пуантилизм, монография и кляксография, рисование солью. Для социализации несовершеннолетних используются такие формы работы, как проведение акций, мастер – классов, которые проводят сами дети для школьников города, изготовление и вручение подарков, сувениров шефам учреждения, ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, посещение выставок в выставочном зале Музея вечной мерзлоты, городской библиотеки. В процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с социальной средой. При этом он не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации.

Большое значение в работе вокальной студии «Веселая нотка» отводится многообразию форм и направлений – это постановочная и репетиционная работа, работа ансамбля, исполнительская (или концертная) деятельность. вокальное и хоровое пение, театрализованные композиции, хореографические картинки, игра на народных инструментах и т.д. Занятия проходят с детьми индивидуально и в группах, репертуар подбирается в зависимости от возраста, темы и пожеланий детей от фольклорных до современных произведений. Музыка оказывает на детскую психику огромное положительное влияние, помогает ребенку раскрыть свой внутренний потенциал, отразить свое отношение к внешнему миру, научить сопереживанию, сочувствию, наслаждению прекрасным. Творческие выступления перед различной аудиторией помогают ребенку раскрепоститься, поднять свою самооценку, научиться общаться, самовыражаться. Дети начинают чувствовать себя коллективом, появляется ответственность друг за друга и гордость за достигнутые достижения.

В учреждении ежегодно проводятся встречи – концерты для Ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, налажена связь поколений, в такие дни четко видно, что воспитанники понимают значение этого великого для страны события, становятся сопричастными к нему, посредством своих выступлений передают уважение и любовь старшему поколению.

В каждом из перечисленных видов досуговой деятельности есть свой ресурс, который помогает стать самодостаточным, направить негативную энергию в созидательное русло, дает возможность почувствовать себя более умелым, ловким, особенным, другими словами, раскрыть свою индивидуальность, «отличность» от других и главное, научиться с ней жить.

Так как целью социализации является воспитание чувства ответственности, долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни, то основной миссией реабилитационного центра является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе. От того, насколько сумеет подготовить реабилитационный центр воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому деятельность всех сотрудников и специалистов, в том числе и руководителей кружков направлена прежде всего на воспитание личности с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине; личности с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, то есть социализированную личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание сайтов — www.msonline.ru